Раскинь мозгами

Каким бизнесом хотят заниматься россияне

В декабре число россиян, намеренных создать новый бизнес, снизилось на 40% против показателей декабря годом ранее

Что совершенно нормально с учетом высокой неопределенности и роста разнообразных трудностей на пути предпринимателей. Однако тут все по-разному в зависимости от отрасли, в которой люди собираются работать.

Наиболее популярны, как и прежде, магазины разного типа, и онлайновые, и офлайновые. Торговать собираются прежде всего одеждой, продуктами питания, а также детскими товарами. За магазинами по популярности следует общепит: кафе, клубы, пекарни и кондитерские, бары, рестораны и разнообразная уличная еда — ларьки с шаурмой или с кофе на вынос. На третьем месте планы по созданию различного товарного производства. Достаточно популярна также индустрия красоты и здоровья — парикмахерские, фитнес центры, спортзалы и всякого рода косметические салоны. Затем идет сельское хозяйство: фермы, теплицы, курятники, огороды, молоко и сыры, овцы, пчелы виноградники и так далее. Существенное место в планах россиян занимают сервисные и ремонтные центры, а также всяческие услуги: ателье по пошиву и ремонту одежды, клининговый бизнес, доставка воды, копировальные услуги, дома быта, фотостудии и пункты выдачи товаров интернет-магазинов. За сервисом по популярности следует автобизнес: мойки, ремонтные мастерские, шиномонтаж и прочее автообслуживание. В нижней части списка детские сады, школы и развлекательные центры, строительство, торговля недвижимостью и ремонт квартир, ветеринарные клиники и аптеки, медицинский бизнес, гостиницы, а замыкают список ломбарды и микрофинансовые организации. Вот примерно такой список приоритетов.

За последние год сильнее всего просели финансовые услуги, ломбарды и микрофинансовые компании. Число тех, кто хотел бы заняться ими, упало на 40%. Гораздо меньше чем в прошлом стало желающих открыть магазин. Несмотря на то, что это самый популярный вид бизнеса, интерес к нему упал примерно на треть. Исключение здесь строительные товары, которые практически не потеряли в привлекательности за последний год.

Примерно на те же 30% снизилось число тех, кто хотел бы открыть частный детский сад, школу, или детский развлекательный центр. На четверть сократилась привлекательность сельскохозяйственного производства. Здесь, впрочем, тоже есть исключения: число потенциальных пчеловодов в нашей стране растет. Просела индустрия красоты и здоровья. На 20% упали автобизнес, медицинские и ветеринарные услуги, сервис, ремонт и бытовое обслуживание. Впрочем, и здесь не так всё однозначно. Например, резко выросла популярность стоматологических клиник и копировальных центров.

А теперь про тех, кто потерял меньше всего. Это общепит, товарное производство, гостиницы строительство, ремонт недвижимости и торговли ею. В этих отраслях сокращение числа желающих заняться бизнесом самое незначительное. В ресторанном и клубном бизнесе, так там вообще есть рост интереса. То же самое можно сказать про тех, кто собирается открыть свою пекарню. Так что бизнес, пострадав от начавшейся в прошлом году санкционной войны, ищет выход, и очень часто его находит.

Назад

^ Наверх